Рекомендации по развитию мелкой моторики
1.При рисовании и закрашивании ребенок, не должен поворачивать лист бумаги, в этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
2.Показывать поочередно пальцы – по одному, два и т.д.; выдвигать вперед указательный и безымянный (остальные пальцы сжаты в кулак) и т.п.
3. Отбивание такта каждым пальцем поочередно, имитация игры на пианино (левая, правая рука, одновременно двумя руками).
4. «Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие и прямые), затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).
5. «Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.
6. «Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки.
7. «Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
8. «Нарисуй такую же картинку» и «Дорисуй картинку» Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.
9. «Графический диктант».
Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т.д. Узоры могут быть различными.
«Пальчиковые игры»
1. « Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, - (указательный палец разгибается) С этим братцем – щи варил ( средний палец…)
С этим братцем – кашу ел, ( безымянный..)
С этим братцем - песни пел! ( мизинец..)
Этот пальчик хочет спать, (загнуть мизинец)
Этот пальчик – прыг в кровать! (безымянный..)
Этот пальчик прикорнул. (средний)
Этот пальчик уж уснул. (указательный..)
Тише, пальчик, не шуми, (обращение к большому пальцу)
Братиков не разбуди, (согнуть большой палец)
Этот пальчик долго спал, а потом будить всех стал.
Встали пальчики. Ура! (разогнуть все пальцы)
В школу им иди пора.
2. «Стучит, бренчит».
Выпрямленные кисти лежат на столе.
Стучит, бренчит по улице (постукивать по столу ладонями)
Фома едет на курице (постукивать рёбрами кистей)
Тимошка на кошке - (постукивать тыльной стороной ладоней)
Туда же по дорожке. ( постукивать внутренним ребром обеих кистей,
большой палец прижат к ладони)
3. « Маша и Миша».
Вначале условиться, какая рука изображает Машу, а какая Мишу.
Вот, ребята, Маша, Миша. (кисти рук располагаются перед грудью горизон-
тально, ладонями вниз, на одном уровне).
Маша меньше, Миша выше. (одна рука опускается, другая поднимается).
Отбежали Миша с Машей, (руки остаются на разных уровнях, ребенок ото-
двигает их от себя).
Маша ближе, Миша дальше. (одну руку придвигаем к себе, другую отодви-
гаем от себя.)
4. « Прогулка»
При выполнении упражнения дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы
опущены вниз и как бы прыжками передвигаются по столу)
А вторые догонять. (ритмичные движения по столу указательными пальцами) Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе).
А четвёртые пешком, (медленное движение безымянных пальцев по поверх-
ности стола).
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими ми-
зинцами).
И в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по поверхности стола)
5. « Засолка капусты »
Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вниз и вверх)
Мы морковку трём. (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к
себе и от себя).
Мы капусту соли, (движение пальцев,имитирующее посыпание из щепотки).
Мы капусту жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки).
6. «Замок»
На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок) Кто открыть его бы смог? Потянули, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга).
И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в сторону.)
7. « Дом и ворота»
На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко
расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)
Ну а к дому путь закрыт. (большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются, ладони поворачиваются параллельно друг другу).
В этот домик приглашаем (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев).
8. « Зайцы »
Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки вверх,
остальные выпрямить и соединить).
Под высокой сосной. (ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы
широко расставлены)
Под другою сосной (ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы ши-
роко расставлены)
Скачет зайка второй. (указательный и средний пальцы левой руки вверх,
остальные выпрямить и соединить.)
«Упражнения с гранеными карандашами, ручками»:
а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами;
б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев)
в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;
г) удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и
безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот;
д) «пропеллер» - вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянными пальцами; закручивать карандаш, передвигая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем. Чтобы карандаш не вываливался из пальцев, нужно стараться подхватывать карандаш ближе к его середине;
Упражнения с резинками:
а) между указательным и средним пальцами сильно натянуть тонкую круглую резинку (перебирать эту резинку, как струны гитары каждым пальцем руки, как левой, так и правой);
б) можно сделать геометрические фигуры, растянув резинку
на кончиках пальцев (треугольник: большой, средний и мизинец; квадрат: большой палец, указательный, безымянный и мизинец, соблюдая размер; прямоугольник, ромб);
в) скрестить резинки на пальцах, растянув резинки как можно сильнее (развивать силу кончиков пальцев)
Аналогичные упражнения со спичками:
а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;
б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;
в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;
г) «змейка»- удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;
д) «веер»- удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и
в правой руках одновременно);