Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Рекомендации по развитию мелкой моторики

1.При рисовании и закрашивании ребенок, не должен поворачивать лист бумаги, в этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

2.Показывать поочередно пальцы – по одному, два и т.д.; выдвигать вперед указательный и безымянный (остальные пальцы сжаты в кулак) и т.п.

3. Отбивание такта каждым пальцем поочередно, имитация игры на пианино (левая, правая рука, одновременно двумя руками).

4. «Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки. Сначала предложите ребенку простые «дорожки» (широкие и прямые), затем усложните задание («дорожки» узкие, извилистые, горизонтальные, вертикальные).

5. «Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.

6. «Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки.

7. «Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

8. «Нарисуй такую же картинку» и «Дорисуй картинку» Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.

9. «Графический диктант».

Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т.д. Узоры могут быть различными.

«Пальчиковые игры»

1. « Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, - (указательный палец разгибается) С этим братцем – щи варил ( средний палец…)

С этим братцем – кашу ел, ( безымянный..)

С этим братцем - песни пел! ( мизинец..)

Этот пальчик хочет спать, (загнуть мизинец)

Этот пальчик – прыг в кровать! (безымянный..)

Этот пальчик прикорнул. (средний)

Этот пальчик уж уснул. (указательный..)

Тише, пальчик, не шуми, (обращение к большому пальцу)

Братиков не разбуди, (согнуть большой палец)

Этот пальчик долго спал, а потом будить всех стал.

Встали пальчики. Ура! (разогнуть все пальцы)

В школу им иди пора.                          

2. «Стучит, бренчит».

Выпрямленные кисти лежат на столе.

Стучит, бренчит по улице (постукивать по столу ладонями)

Фома едет на курице (постукивать рёбрами кистей)

Тимошка на кошке - (постукивать тыльной стороной ладоней)

Туда же по дорожке. ( постукивать внутренним ребром обеих кистей,

большой палец прижат к ладони)

3. « Маша и Миша».

Вначале условиться, какая рука изображает Машу, а какая Мишу.

Вот, ребята, Маша, Миша. (кисти рук располагаются перед грудью горизон-

тально, ладонями вниз, на одном уровне).

Маша меньше, Миша выше. (одна рука опускается, другая поднимается).

Отбежали Миша с Машей, (руки остаются на разных уровнях, ребенок ото-

двигает их от себя).

Маша ближе, Миша дальше. (одну руку придвигаем к себе, другую отодви-

гаем от себя.)

4. « Прогулка»

При выполнении упражнения дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.

Пошли пальчики гулять (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы

опущены вниз и как бы прыжками передвигаются по столу)

А вторые догонять. (ритмичные движения по столу указательными пальцами) Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе).

А четвёртые пешком, (медленное движение безымянных пальцев по поверх-

ности стола).

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими ми-

зинцами).

И в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

5. « Засолка капусты »

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вниз и вверх)

Мы морковку трём. (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

себе и от себя).

Мы капусту соли, (движение пальцев,имитирующее посыпание из щепотки).

Мы капусту жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки).

6. «Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок) Кто открыть его бы смог? Потянули, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга).

И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в сторону.)

7. « Дом и ворота»

На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко

расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Ну а к дому путь закрыт. (большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются, ладони поворачиваются параллельно друг другу).

В этот домик приглашаем (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев).

8. « Зайцы »

Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки вверх,

остальные выпрямить и соединить).

Под высокой сосной. (ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы

широко расставлены)

Под другою сосной (ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы ши-

роко расставлены)

Скачет зайка второй. (указательный и средний пальцы левой руки вверх,

остальные выпрямить и соединить.)

«Упражнения с гранеными карандашами, ручками»:

а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами;

б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев)

в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;

г) удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и

безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот;

д) «пропеллер» - вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянными пальцами; закручивать карандаш, передвигая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем. Чтобы карандаш не вываливался из пальцев, нужно стараться подхватывать карандаш ближе к его середине;

Упражнения с резинками:

а) между указательным и средним пальцами сильно натянуть тонкую круглую резинку (перебирать эту резинку, как струны гитары каждым пальцем руки, как левой, так и правой);

б) можно сделать геометрические фигуры, растянув резинку

на кончиках пальцев (треугольник: большой, средний и мизинец; квадрат: большой палец, указательный, безымянный и мизинец, соблюдая размер; прямоугольник, ромб);

в) скрестить резинки на пальцах, растянув резинки как можно сильнее (развивать силу кончиков пальцев)

Аналогичные упражнения со спичками:

а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;

б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;

в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;

г) «змейка»- удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;

д) «веер»- удерживать спички одновременно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем; раскрывая и закрывая веер (разводя и сводя пальцы со спичками сначала в левой руке, затем в правой, как более трудный вариант – в левой и

в правой руках одновременно);

 

Праздники России