Рекомендации по повышению мотивации
Создать ситуацию успеха в обучении - успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива.
Повышать социальный статус ребенка в классе - поощрять успехи, пусть даже и незначительные, а ошибки и неудачи лучше обсуждать наедине.
Не сравнивать достижения ученика с достижениями других учеников, а только с его собственными. Это избавляет ребенка от отрицательных эмоций, возникающих при его сравнении с более успешными сверстниками.
Развивать чувство компетентности в любой деятельности – у ребенка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача учителя и родителей — внушить ему, что успех обязательно придет.
Не переутомлять ребенка – на уроке дать возможность детям отдохнуть, сделать пальчиковую гимнастику, провести физ. минутку. Дома, при выполнении домашнего задания чередовать интеллектуальные и творческие виды деятельности.
Как мотивировать ребенка к работе?
I этап. Возникновение мотивации
Зафиксировать мотивы предыдущих достижений — «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительной неудовлетворенности — «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность — «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации
Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, — удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.
III этап. Мотивация завершения
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т. е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.