«Стресс и экзамен»
Мы продолжаем нашу беседу с родителями о помощи нашим выпускам во время подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Данная тема, так или иначе подразумевает, что в центре внимания находятся дети. Задача взрослых – учителей, родителей – в том, чтобы создать оптимальные условия, подготовить, поддержать, помочь.
Так, как условия сдачи экзаменов претерпевают изменения каждый год – меняется тестовая часть, сама процедура сдачи экзамена ужесточается (видеокамеры, металлоискатели), то и тревога родителей и учащихся растёт.
Сложность для родителей заключается, ещё и в том, что никто из них такой экзамен не сдавали, они сдавали экзамен в традиционной форме, т.е. по билетам, писали сочинение, а математику в форме контрольной. Может быть, имеют какой-нибудь опыт те родители, чьи старшие дети уже прошли через эти испытания и продолжают учёбу в ВУЗах, колледжах.
Известно, как важно для родителей, чтобы их ребёнок был успешен. С самого раннего детства родители создают всё необходимое для этого, пытаясь научить ребёнка плавать раньше, чем ходить, а читать раньше, чем говорить. И помимо «простой» родительской любви и заботы, здесь кроется один важный момент: успешность ребёнка – это показатель успешности и компетентности родителей, как в их собственных глазах, так и в глазах социума. С самого раннего детства начинается марафон сравнений: чей ребёнок раньше сел, кто раньше заговорил. И вроде бы понятно, что все дети рано или поздно и сядут, и побегут, и заговорят. Но ситуация сравнения тем не менее остаётся тревожной для родителей.
Поступление ребёнка в школу – это новый этап «сравнений», и здесь свою роль начинает играть оценка и успеваемость. Почему так волнуются мамы и папы из-за первых оценок? Потому что во многом оценивается их родительская компетентность. В средней школе значимость оценки как таковой снижается, появляются другие мерки: делает ли ребёнок уроки сам, хочет ли он учиться. И, наконец, появляются экзамены, сначала переводные из класса в класс, а затем и выпускные – испытания не только для детей, но и для родителей. Ещё одна проверка родительской компетенции.
Хотелось бы обсудить вопрос об ответственности. Что может сделать родитель для того, чтобы ребёнок хорошо сдал экзамен? Вопрос банален, но ответ – необычен: очень не много, возможности родителей ограниченны. Экзамен – это испытание не родителей, а детей. Родителям очень важно понять, что они могут сделать для своих детей, а что от них не зависит.
Родители могут помочь в подготовке к экзаменам, создать необходимые условия. Можно научить ребёнка саморегуляции. Например упражнение «Лимон», «Муха», «Жвачка» и другие, в основе которых лежит релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т.д.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте ребёнка после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребёнка на кануне экзамена – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребёнок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
- если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
(В статье использовались материалы из журнала «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» и книги М.Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ»).
Педагог-психолог МБОУ Новонукутская СОШ Татьяна Малаханова