Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Мы Вконтакте

Телефон доверия

Точка роста

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение отправлено

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

Статистика по сайту:

Кол-во просмотров материалов
4691571

«Стресс и экзамен»

     Мы продолжаем нашу беседу с родителями о помощи нашим выпускам во время подготовки и сдачи ЕГЭ  и ОГЭ. Данная тема,  так или иначе подразумевает, что в центре внимания находятся дети.  Задача взрослых – учителей, родителей  – в том, чтобы создать оптимальные условия, подготовить, поддержать, помочь.

    Так, как условия сдачи экзаменов претерпевают изменения каждый год – меняется тестовая часть, сама процедура сдачи экзамена ужесточается (видеокамеры, металлоискатели), то и  тревога родителей и учащихся растёт.

    Сложность для родителей заключается, ещё и в том, что никто из них такой экзамен не сдавали, они сдавали экзамен в традиционной форме, т.е. по билетам, писали сочинение, а математику в форме контрольной. Может быть, имеют какой-нибудь опыт те родители, чьи старшие дети уже прошли через эти испытания и продолжают учёбу в ВУЗах, колледжах.

     Известно, как важно для родителей, чтобы их ребёнок был успешен. С самого раннего детства родители создают всё необходимое для этого, пытаясь  научить ребёнка плавать раньше, чем ходить, а читать раньше, чем говорить. И помимо «простой» родительской любви и заботы, здесь кроется один важный момент: успешность ребёнка – это показатель успешности и компетентности родителей, как в их собственных глазах, так и в глазах социума. С самого раннего детства начинается марафон сравнений: чей ребёнок раньше сел, кто раньше заговорил. И вроде бы понятно, что все дети рано или поздно и сядут, и побегут, и заговорят. Но ситуация сравнения тем не менее остаётся тревожной для родителей.

     Поступление ребёнка в школу – это новый этап «сравнений», и здесь свою роль начинает играть оценка и успеваемость. Почему так волнуются мамы и папы из-за первых оценок? Потому что во многом оценивается их  родительская компетентность. В средней школе значимость оценки как таковой снижается, появляются другие мерки: делает ли ребёнок уроки сам, хочет ли он учиться. И, наконец,  появляются экзамены, сначала переводные из класса в класс, а затем и выпускные – испытания не только для детей, но и для родителей. Ещё одна проверка родительской компетенции.

     Хотелось бы обсудить вопрос об ответственности. Что может сделать родитель для того, чтобы ребёнок хорошо сдал экзамен? Вопрос банален, но ответ – необычен: очень не много, возможности родителей ограниченны. Экзамен – это испытание не родителей, а детей. Родителям очень важно понять, что они могут сделать для своих детей, а что от них не зависит.

   Родители могут помочь в подготовке к экзаменам, создать необходимые условия. Можно научить ребёнка саморегуляции. Например упражнение «Лимон», «Муха», «Жвачка» и другие, в основе которых лежит релаксация – напряжение – релаксация – напряжение и т.д.

-   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте ребёнка после экзамена. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Не повышайте тревожность ребёнка на кануне экзамена – это может отрицательно сказаться  на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребёнок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

 - если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

   Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»

(В статье использовались материалы из журнала «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» и книги М.Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ»).

                                                                        

Педагог-психолог  МБОУ Новонукутская СОШ Татьяна Малаханова

Праздники России