Педагогическая компетентность современного учителя
Т.Г.Малаханова
«В преддверии грядущих испытаний, трудностей и проблем нам совершенно необходимо чётко знать и чётко понимать, каковы действительные возможности среднего индивидуума и как можно повысить его готовность к завтрашнему дню».[3] «В правительственной Стратегии модернизации образования компетентностный подход рассматривается как одно из оснований обновления содержания образования. Понятие компетентности охватывает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, коммуникативную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки.
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры и других образований». [7]
Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный».
В словаре иностранных слов: «компетентный [лат.competes – соответствующий; способный] – 1)знающий, сведущий в определённой области. 2)обладающий компетенцией, правомочный».[6]
Мне же хотелось обратиться к педагогической компетентности современного учителя с психологической точки зрения.
«Профессия учителя – особенная, она требует не только высоких профессиональных знаний и умений, но обязательного систематического повышения научно – теоретического уровня и педагогической квалификации». [5]
Чтобы учитель мог управлять педагогическим процессом становления и развития личности ребёнка, ему необходимо быть педагогически грамотным, компетентным, настоящим профессионалом своего дела, ведь школа – это не только место (пространство) куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его масштабе всего детства), который ребёнок проводит в этом самом месте. Школа - это сеть отношений, в которые вовлечены все мы (учителя, ученики, родители) ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является её частью.
«Учитель – извечный соратник и извечный оппонент психолога». [2] Я сама много лет проработала учителем математики, и сейчас работая педагогом – психологом часто сталкиваюсь с непониманием со стороны педагогов. Оказывать психологическую помощь ученикам и их родителям значительно проще, чем педагогам». Почему? Наверное, потому, что школа настоящего, окончательно расставшись с социалистической идеологией прошлого, не спешит расставаться с прежней авторитарной психологией и этикой. В силу многих причин субъективных и объективных.
Школа, в которой я работаю педагогом – психологом, поселковая, более семисот учащихся, учителей более семидесяти. Нас, психологов двое: в начальном звене и в старшем. Я работаю с учащимися среднего и старшего возраста, по сути, возраст подросткового кризиса. В выпускном классе веду уроки психологии, курс называется «Психология общения». Ребята занимаются с интересом, им нравятся занятия, но они говорят, что в одиннадцатом классе можно было бы оставить психологическую подготовку ЕГЭ, а психологию общения, желательно вводить в 7-8 классах или даже раньше. В этом я с ними полностью согласна. И на это есть определённые причины. Если в среднем школьном возрасте уровень учебной мотивации ещё достаточно высок, то в конце 7 начале 8 класса учебная мотивация снижается. Ребёнок вступает в подростковый кризис, самый трудный возраст не только для окружающих его взрослых людей (родителей, учителей), но и для самого подростка. Возможно, занятия в группах общения помогли бы подростку разобраться в себе, помогли понять других людей, родителей, учителей. В этом учебном году такие занятия планируем начать в средних классах.
Должна сказать, что число конфликтных ситуаций между учителями и учениками, учителями и родителями стало больше. Учителя жалуются на учеников, что они ничего не знают и знать не хотят. Ученики жалуются на учителей, что они кричат на них и не объясняют недопонятый материал. Современные родители не остаются в стороне и так же высказывают свои претензии учителям. Вопрос педагогической компетенции встаёт очень остро. Один психолог эту проблему не решит. Желание самих педагогов изменить ситуацию в лучшую сторону играет большую роль. Видя такую ситуацию, администрация школы предложила мне в этом учебном году провести ряд семинарских и тренинговых занятий по психологии для учителей. И это обнадёживает!
Если ценности и цели учителей и администрации в основном совпадают, то это способствует формированию крепкой, устойчивой команды, способной уверенно достигать как стратегических, так и тактических целей.
Ведь общество продолжает динамично изменяться, а школа во многом остаётся прежней. Не решены важнейшие проблемы педагогического труда, подготовки учителей, повышения их квалификации. Если посмотреть на возрастные границы учителей, работающих в наших школах, то можно заметить, что средний возраст приближается к 50 годам. Это значит, что большая часть учителей – сторонники авторитарной педагогики, которая учит быть пассивным, исполнительным, зависимым – подчинённым. Альберт Камю сказал «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Наша современная школа, по большому счёту, выпускает детей, плохо приспособленных к тому миру, где им предстоит жить.
Мир, в котором мы живём, с каждым годом становится всё более сложным, поэтому приспособление к жизни и нахождение в ней для себя достойного места требует всё больше и больше усилий от каждого человека. Надо не просто много знать, но уметь регулярно расширять и обновлять свои знания, без сожаления отбрасывая, то, что не выдержало проверки опытом и временем. Приходится постоянно решать многочисленные проблемы на работе и в личной жизни, прогнозировать развитие событий и изменять свои планы и методы их осуществления. Жизнь многих людей превращается в сплошную череду стрессов, и умение «держать удар» и «не вешать носа» в случае неудачи становится очень важным.
«Какие же требования предъявляет общество к взрослому человеку, стремящемуся иметь жильё, стабильный доход, статус, признание и прочие атрибуты благополучия? Заметим, что всего этого у большинства нашего учительства нет. Но учитель должен привить ребятам, выходящим в жизнь, следующие качества:
- иметь независимую позицию;
- уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность;
- обладать качествами лидера;
- быть в курсе всего нового, что появляется в информационном поле;
- самому быть законодателем всего нового, первооткрывателем в своём бизнесе или профессии;
- быть максимально креативным как в собственной профессии, так и жизни;
- быть упорным и настойчивым в достижении собственных целей;
- иметь значительную устойчивость к стрессам и способность быстро восстанавливаться после полученного негативного опыта;
- быть уверенным в себе, осознавать собственные таланты и способности и умело реализовывать их в своей жизни.
То есть быть активным, плодотворным, независимым, что противоречит канонам авторитарной педагогики».[3]
Конечно, учителю, выросшему в авторитарном обществе, может быть не просто, ведь многие из нас начали свою педагогическую деятельность ещё при социализме, то есть в другом государстве.
Когда возникает конфликтная ситуация? Когда учитель упорствует, настаивает на своём, становясь на одну ступеньку с учеником, т.е. демонстрирует свою педагогическую некомпетентность. Таких случаев немало.
И, тем не менее, учителей, чьё предназначение – учить детей, сразу видно в школе. Они всегда полны энергией, даже когда очень утомлены, потому, что школа – это место, где они не только расходуют энергию, но и получают её. Им всегда всё любопытно: даже спустя много лет их живо интересует как преподаваемый предмет, так и отдельно взятый ребёнок, а так же класс в целом. Они всегда открыты новому и готовы учиться так же активно, как и учить.
Способность подзарядиться энергией от происходящего процесса, даже когда вы устали, желание постоянно развиваться в том, что вы делаете, ощущение удовлетворения в конце каждого дня, отсутствие компенсационных потребностей: напиться, наесться, отключиться, уйти в виртуальную реальность после рабочего дня – всё это критерии следования своему предназначению.
Психологические особенности учителя: его характер, темперамент, интеллектуальный уровень, тип мышления, скорость психологических процессов, взгляды, ценности, убеждения, - мне кажется, в значительно меньшей степени влияют на качество его профессиональной жизни, чем уровень осознанности и рефлексии, способность к самоисследованию и внутренняя честность.
Ведь педагогика – это наука о взаимовлиянии наряду с психологией и другими профессиями, где основное время приходится на непосредственный контакт с другим человеком. Воздействие одного человека на другого, а вовсе не передача информации, вот что главным образом происходит в школе. Причём не только учителя на учеников, но и наоборот. Ответственность каждого в этом процессе – осознавать степень и характер своего влияния.
«Разные учителя реализуют самые разные мотивации: делиться накопленным опытом, увлекать личным интересом, выполнять собственное предназначение, неплохо зарабатывать, иметь длительный отпуск, получать любовь и признание, управлять чужими судьбами, уйти от неудач в личной жизни и ещё много, много других. Наверное, любая мотивация хороша, если она не злонамеренна, если она осознанна и отделена от задач, которые стоят перед вами как перед учителем своих учеников. Потому что для процесса влияния нет ничего хуже, когда вы убеждены сами и убеждаете других, что делаете всё ради них, а по – настоящему это нужно только вам.
Не каждый учитель может честно ответить на вопросы: Почему вы в школе? Почему вы именно в этой школе? Этим ли вы больше всего хотели заниматься? Для чего вы стали учителем? Учителю, иногда сложнее, чем кому бы то ни было, признаться в своих слабостях, ошибках, «белых пятнах», «чёрных дырах», ему может мешать невозможность оставить хотя бы на время собственную экспертную позицию, страх потерять авторитет, лишиться уверенности в самом себе».[4]
Но на самом деле, чем лучше мы знаем себя, тем больше у нас психологических ресурсов. Тем больше возможностей быть глубокой, цельной, адекватной личностью. Тем активнее и свободнее мы живём.
Учителю, кроме мотивации, неплохо бы также отдавать себе отчёт в целях (не только урока). Цели могут быть глобальные, стратегические. Цели данной школы как системы и цели отдельно взятого учителя могут не совпадать, и такое бывает.
Конфуций писал: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый лёгкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький».
Некоторые учителя до сих пор выбирают в своём преподавании самый легкий, по Конфуцию, путь: путь подражания. Когда от ученика требуется только одно: запомнить и воспроизвести услышанное при последующих проверках. Ученик должен обладать уникальной долгосрочной памятью, что не реально для большинства людей. И неоднократные проверки – тестирования до летних каникул и после, подтверждают это: большинство детей всё начисто забывают всего за три летних месяца.
«Путь размышления» организовать своим ученикам значительно сложнее, но то, что освоено самим, забывается намного дольше или не забывается вообще. К тому же, этот путь даёт возможность научить «голодного ловить рыбу», а не просто «накормить голодного рыбой». То есть позволяет ребёнку самому получать новые знания, путём самостоятельного анализа и собственных размышлений, даже если у него недостаточно под рукой готовой информации.
Путь опыта хоть и самый горький, по Конфуцию, самый эффективный для обучения. Путь опыта это не впихивание в ученика готовых знаний, а формирование в нём широких навыков обучения: умения анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать выводы, видеть закономерности, сопоставлять полученные знания с реальной жизнью.
Поэтому путь опыта требует от учителя не только особых навыков, но и наличия определённых психологических характеристик: гибкость восприятия и мышления, умения находиться в равной позиции по отношению к ученику, способности видеть разные возможности решения одной и той же задачи, креативности, открытости новому и т.д.
Путь опыта и размышления даёт ученику возможность обрести любовь к самому процессу обучения, а значит, открывает практически неограниченный потенциал для постоянного образования.
На мой взгляд, хороший учитель, всё же тот, кто умело пользуется всеми тремя путями в зависимости от выбранных целей и поставленных задач. А теперь о целях и задачах, которые общество ставит перед учителем.
«Если считать, что воспитание является процессом взаимодействия управляющего (группы воспитателей) и управляемого (группы воспитуемых), разворачивающимся во времени, то теория управления говорит: чтобы правильно выбрать цели воспитания и добиться их осуществления надо:
- во-первых, твердо знать, в чем смысл и назначение жизни вообще и именно этого ребёнка в частности;
- во-вторых, иметь надёжные критерии, позволяющие судить о том, приближаемся ли мы к поставленной цели или удаляемся от неё;
- в-третьих, иметь надёжную систему методов управления всеми аспектами жизнедеятельности воспитуемого, от которых зависит продвижение к цели.
Никто из нас не имеет достоверной информации о том, как будет развиваться страна и общество, какой будет социальная ситуация в тот момент, когда ребёнок (ученик) вырастет. Значит, мы можем только прогнозировать, к чему именно следует готовить ребёнка. Мы не можем взять под контроль все стороны жизни ребёнка (как бы этого не хотелось политикам). Следовательно, какие бы задачи воспитания мы перед собой ни ставили, какие бы передовые методики для их осуществления ни выбирали, полученный результат всегда будет отличаться от намеченных целей.
Отсюда можно сделать вывод о необходимости воспитания особой, главной компетентности, заключающейся в способности человека к саморазвитию и самоорганизации своей активности и деятельности в условиях принципиальной неопределённости и к принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь ближних».[1]
Педагогическая система прогрессирует, есть надежда, что придут времена, когда самобытность каждого человека будет не позицией, за которую надо бороться, а данностью, принятой обществом, как естественный порядок вещей.
Литература
- Вахрамов Е.// 1 сентября /2001/47 /4_5 «Компетентность или беспомощность»
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998
- Млодик И. Школа и как в ней выжить. М., 2008
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985
- Профессиональный портрет учителя. /Под ред.Т.А.Стефановской – И., 2007
- Современный словарь иностранных слов. С.П. 1994
- Харламова Т. Компетентное обсуждение. //1 сентября/2002/20/2