Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Практические рекомендации родителям по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ (основной государственный экзамен)

    Уважаемые родители!  Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

    Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией, и поэтому, чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться - установить контакт с учителем, пусть и кратковременный.

    Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена и основного государственного экзамена, на базе основной школы. Как же поддержать выпускника? 

    Поддерживать  ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

    Поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребёнка,  его  возможностей, а так же  опираясь на его положительные стороны.

    Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
•  Забыть о прошлых неудачах ребенка,
•  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
•  Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Уважаемые родители повышайте у ребят уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность совершения ошибок.  
    Наблюдайте за самочувствием своего ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.

    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

    Обеспечьте дома  выпускнику удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал ему во время подготовки к экзамену. В то же время,  не стоит совсем освобождать его от домашних обязанностей. Напомню, что смена деятельности есть лучший отдых.

    Следует обратить внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. Так же полезен шоколад.

    Если у ребёнка есть медицинские показания, необходимо заранее принять комплекс необходимых препаратов, предварительно проконсультировавшись с врачом.

    Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда подросток рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя».  

    Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то подросток в силу возрастных особенностей может «взорваться».

    Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, - это не трагедия.

     Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку,  ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти  на подготовку организма, а не знаний.

      В заключение хотелось бы напомнить! Уважаемые родители! Даже самый самостоятельный человек, видя заботу и участие близких людей в своих проблемах, приобретает необходимые для успеха качества: уверенность, спокойствие и, как следствие - стрессоустойчивость! Желаю родителям терпения и понимания! Выпускникам удачи, везения и ни пуха, ни пера!

   

С уважением педагог-психолог МБОУ Новонукутская СОШ Т.Г.Малаханова

В статье использованы материалы из книги М.Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ».

Праздники России